Инна Силенок: Такой философский подход. Александр Николаевич, а что такое ошибка?
Александр Кимберг: Я имел дело когда-то с производственными всякими шутками. Там были приборы, и когда прибор врал немножко, это называлось погрешность.
Но это же ошибка. И мы видим, что ошибка и грех оказываются одним и тем же. Стало быть, ошибка - это отклонение от цели.
Инна Силенок: Грех - это промах мимо цели. То есть ошибка - это отклонение от цели. Но фактически же человек когда идет к цели, это как пилот ведёт самолет, то есть всё время происходит коррекция курса.
Александр Кимберг: Мы, конечно, всё время движемся, но почему синусоида наших колебании уменьшается потихонечку? – А мы нащупываем правильный путь. Цель у нас всегда есть, как идеальная модель, мы хотим приблизиться к идеалу, а получается, как получается. Но мы стремимся.
Инна Силенок: Есть другая точка зрения, когда мы рассматриваем некое событие как ошибку с точки зрения этой цели и этого временного фрактала. Например, не бывает поражения, есть обратная связь; нет неудач, есть только опыт. То есть ошибка рассматривается как получение неожиданного результата, который что-то может дать позже. Иногда он корректирует цель. Иногда он корректирует того, кто поставил цель.
Александр Кимберг: Он цель корректирует.
Инна Силенок: Но и того, кто цели поставил, тоже. Я обретаю опыт, при этом несколько меняюсь, я что-то начинаю еще знать, понимать. Становлюсь либо гибче, либо сильнее, либо ещё каким-то.
Александр Кимберг: Совершенно верно. Я становлюсь другим, потому что новое знание меняет меня. Я не могу быть тем же, получив новое знание. Это процесс неразрывный. Поэтому хотите иметь новые знания – меняйтесь.
Инна Силенок: Есть ошибки в истории, которые привели к научным открытиям более крутым чем то, что планировалось изначально как открытие.
Александр Кимберг: Фрейд в одном анекдоте сказал «Иногда банан - это просто банан». Ошибка иногда бывает просто ошибкой. Я посмотрел, я ошибся. А с другой стороны я думаю, когда я ошибаюсь, «Что такое? Почему не получилось?». Я думаю, может, цель поставлена не так? Я что-то не то делал? У меня возникает опять задача исследовательская, довольно мощная. Когда у меня всё получилось, я не думаю. Собственно, никто не думает, когда всё получается. Поэтому, когда в стране хороший период, мышление выпадает полностью. Как плохо, - появляется мышление. Так что есть польза ошибок или нет, но мышление - это следствие совершённых ошибок.
Инна Силенок: Как минимум развивающий импульс мощный.
Александр Кимберг: Опыт – сын ошибок трудных …
Инна Силенок: И гений – парадоксов друг.
Александр Кимберг: Да, примерно так. Опять-таки общий мощный такой вопрос и одно из противоречий, которое вечно встречается. Есть ведь реальные ошибки, и есть защиты психологические, которые помогают нам трансформировать наше состояние в переносимое. Психологи могут научить вас самообладанию и тому, как находить приемлемый контекст для произошедшего. Если тебе достался лимон (у американцев – метафора неудачи), сделай хотя бы лимонад. Провалился, ну так получил опыт. Самообладание всяко лучше паники. В любом случае, это правильно.
Диалектика в том, чтобы различать реальность и наше представление о ней и не лечить представление, когда беда в реальности.
Вроде эта штуку все понимают, но у психологов это профессиональное смещение. Мы охотно уходим в психологическую составляющую. Вот, к примеру, тема, с которой я одно время работал, и с которой, наверное, работать прекращаю, раскрыв для себя её тупиковость – психология безопасности. Как я вижу, она потихонечку свелась к тому, что безопасность это – психологическое благополучие, то есть переживание благополучия.
Инна Силенок: То есть негативная семантика, когда предполагается, что есть некая опасность, и нужно, чтобы её не было.
Александр Кимберг: И вот это немножко другое. Я боюсь чего-то, у меня тревога. Я получаю сообщения негативные о ситуации, я начинаю тревожиться. Конечно, давайте сделаем так, чтобы я не беспокоился, чтобы я не получал негативных сообщений, и я вернусь в состояние психологической безопасности. До той поры, пока меня не накроет как следует что-нибудь физически жёсткое и бояться будет уже поздно.
Инна Силенок: Инстинкт самосохранения всё равно присутствует. А как мы будем развиваться, если мы не будем получать эти сигналы опасности?
Александр Кимберг: Это баланс с тем, чтобы бояться не слишком сильно, но и не быть слепым и глухим к тому, что происходит вокруг. Довольно сложная штука. Но опять же мы балансируем. А самые счастливые люди - это олигофрены. Они ходят с улыбкой на лице. И действительно, если о них заботятся, они чувствуют себя великолепно.
Инна Силенок: И не меняются значимо, и не развиваются, получается. До какого-то определенного предела.
Александр Кимберг: Кстати, про развитие у нас как-то тема мало появляется в разговоре о психологии. А надо нам к развитию отнестись, потому что оно основа того, что люди разные, и что они думают о разных вещах. Мне понадобилось доработать интенсивный курс лекций по социальной психологии на дополнительном образовании, чтобы сделать его совершенно ясным. Пытаясь найти подходящую базу для понимания, вспомнил Роберта Уилсона, прочитанного лет двадцать назад. Тогда он на меня произвел впечатление позитивное, а сейчас я увидел, что он гораздо глубже. Уилсон такую штуку говорит и, собственно, я подтверждаю, что это действительно так и есть. Мы имеем несколько, условно говоря, контуров регуляции, которые включаются под ситуацию и регулируют нашу жизнь.
Базовые контуры – эволюционно древние, они обеспечивали выживание наших предков. Самый первый – контур биологического выживания, требует укрыться в группе, получить защиту и пищу. Иначе – тревожность, ужас перед миром и недоверие к будущему. Второй – биосоциальный – организует жизнь в племени: подчинение и доминантность, контроль и протест, иерархия, конкуренция, страх чужаков и агрессия к ним и похожие штуки. Биосоциальный контур поближе к социальной психологии.
Вот два эти контура - контур безопасности и контур подчинения – регулируют большую часть людей, особенно в ситуациях кризиса.
Инна Силенок: А меньшую часть что?
Александр Кимберг: Меньшая часть – наша интеллигенция, которая обучалась чему-то, она получает доступ к следующему контуру. Это вербальный контур, она может разговаривать, смыслы создавать, временем управлять, прошлое и будущее обсуждать, работать с идеями, которые, как известно, времени не имеют.
У нас появляется ещё один контур, который заведует моралью, но большей частью все эти контуры, пожалуй, кроме виртуального вербального, они достаточно консервативны. Достаточно определённы и не особо осознаются. Большей частью мы развлекаемся рассуждениями на уровне вербального контура, который особо ни на что и не влияет. Ну и слава Богу, мы хотя бы можем осознавать то, что происходит, и думать, как сделать в нём что-то лучше. А дальше идут духовные вещи, но я боюсь, никто там не был. А те, кто был, не рассказывают.
Инна Силенок: Александр Николаевич, это очень интересная позиция. «Никто там не был» - это как? Когда мы говорим о них, это вопрос духовности? Высшие смыслы того, что мы делаем?
Александр Кимберг: Это так. Я охотно верю, что некоторые люди попадают в соприкосновение с этими смыслами, поднимаются на эти уровни. Переживают там нечто, но, чтобы с нами, живущими на земле, пообщаться, они должны опуститься до третьего контура, до вербального, и говорить.
Инна Силенок: Перевести образ в слова очень сложно. Когда мы работаем с миссией, там слова действительно заканчиваются и вербализовать это сложно, и любая вербализация — это всегда искажение, упрощение. При этом, когда человек переживает духовный опыт, это его меняет, он выходит на другой какой-то уровень осознания. Это достаточно сильные и тонкие одновременно переживания, и он всё равно уже будет жить немножко по-другому после того, как он это переживёт, более осознанно, как-то иначе. Может быть, более аккуратно и бережно, а может быть наоборот, я не знаю, смотря что у него там в его духовной области, в его миссии. Она же вряд ли едина. Или Вы считаете, что это что-то единое?
Александр Кимберг: По логике, мы идём к единым вещам. На этом уровне люди сближаются больше, наверное, очень на то похоже. Но штука такая, почему я говорю, что те, кто там побывал, не могут рассказать? Опять же слова это не передают. Вот я вижу рояль, я понимаю, к чему ты часто исполняешь вещи, которые сама сочиняешь. Кто-то может эти вещи понять, у кого-то что-то возникнет – не в словах. Проблема в том, что опыт этого уровня не передается.
Хотя я приветствуют тезис о том, что его можно воспринять без слов, через присутствие. Когда его признает и администрация, я буду говорить студентам «Ребята, я достиг высшего понимания, поэтому рассказывать ничего не буду, а посижу с вами на паре до звонка». Шутка, она же правда. «Как узнать просветленного человека? – спросили у монаха. – Просто. В его присутствии вы чувствуете себя лучше». Так что да, проблема в том, что об этих уровнях трудно сказать, реальна. Но нужно.
Инна Силенок: Там свой язык, он может быть разным. Соприкасаясь с творчеством люди меняются, но творчество - это же не всегда духовность. Более того, творчество и духовность — это всё-таки разные вещи. Творчество может быть на основе духовного опыта. Создаваться оно тогда будет несколько иным, но всё равно — это же разные пласты.
Александр Кимберг: Мы можем определить язык как систему знаков с их значениями и прочим. Там, где есть язык, есть формализуемость, там уже нет в точности того, что мы хотели туда вложить. «Мысль изреченная есть ложь» – Тютчев. Язык позволяет нам лишь ссылки и указания на духовный опыт. Поэтому мы можем выучить наизусть любой текст священной книги, можем четыре Евангелия выучить наизусть, но это не поможет нам продвинуться, если мы не схватим вещи, которые так не передаются. Другое дело, что идеальные вещи можно схватывать через действия с ними и напряженное внимание, наверное …
Я сейчас вспоминаю пример из буддийских текстов, - кстати, у буддистов замечательная педагогика. Те, кто читают внимательно их тексты, просто удивляются всяким педагогическим решениям. Почему педагогика замечательная? Слушатели поучений не особо быстро соображают, поэтому вначале там Будда нечто рассказывает, а затем один из ближайших учеников повторяет для аудитории его тезис в рифмованной форме, и есть специальное название для этого повтора. Но главный тезис в этой педагогике таков: «Большие смыслы не открываются людям, но они могут их постичь, делая что-то». Поэтому появляется термин замечательный – «искусная уловка». То есть я не могу привести к истине, не постигаемой словесно. Но можно что-то другое показать, и это приблизит нас к пониманию.