Инна Силенок: Что нужно было Вам (как студенту), когда Вы учились?
Александр Кимберг: Я могу сказать, что и сейчас студентам нужно то же самое. И именно эта штука определяет их отношение к предмету и преподавателю. Им нужно отношение преподавателя личностное. Что он видит его как человека. Если интерес есть, то появятся заслуживающие внимания. То есть не сильно отличается от психотерапии. Тут надо было поговорить, конечно, о роли Другого, о том, что Другой делает. Другой им нужен. Я спрашиваю периодически у студентов, что и как. Иногда мне студенты дают обратную связь. Те, кто соображает и лучшек этому готов. Есть по этому поводу один анекдот, как папа с сыном гуляют, сын маленький, за ручки идут. Сын задал какой-то вопрос, папа ему ответил на этот вопрос, сын сильно дергает за руку: «Папа, а с кем ты разговаривал сейчас?».
Инна Силенок: Я не понимаю, что ты говоришь, папа.
*** Часть вторая
Александр Кимберг: Ты говоришь не со мной, ты кому-то другому говоришь, воображаемому человеку. Личное обращение напрягает, потому что личное обращение заставляет отвечать на него. А когда говоришь в пространство, то хорошо, спокойно, безопасно. Мы предпочитаем говорить безлично.
Но личные отношения по-прежнему хороши. Потому как проходят годы, а психологи по-прежнему «бездоказательно» утверждают, что женщины помнят все комплименты, которые им говорились в течение жизни. А мужчины помнят все случаи ущемления Эго. Я разговаривал с людьми, которым было за шестьдесят, и они помнили незаслуженно поставленные тройки студенческих лет. Был случай, когда я почему-то не взял одну девушку на курсовую работу на первом курсе. Так мне потом пришлось руководить её дипломом на выпускном курсе в качестве компенсации. Поэтому очень аккуратно отношусь к прикосновениям к Эго, хотя действенны только они.
Инна Силенок: Интересно. То есть получается, что хороший преподаватель - это тот, который имеет личностные отношения, который является примером, которого запоминаешь, который заметил в тебе ученика, который тебя развивает тем, что он тебя отметил и как-то выделил. Мы знаем, это высказывание из педагогики: «Хороший педагог - это тот, про которого каждый ученик думает, что он его особенно выделяет из всех». Каждый ученик. Раньше в классах, в группах было очень много детей, молодежи. У нас в классе было 47 человек, когда я училась в школе. Сейчас считается, что 30 - это много.
Александр Кимберг: Наверное, да. Несмотря на весь опыт, знания и личностный рост, я по-прежнему знаю, что не дорабатываю до того, что надо было бы делать. Но у меня есть хорошая отговорка, я даю студентам возможность что-то получить, если они сами хотят зайти дальше.
Инна Силенок: Как именно Вы даете возможность?
Александр Кимберг: Другой человек для нас всегда возможность чего-то. Возможность реализуется через контакт. Обычно люди закрываются друг от друга щитами, чтобы никто не прикоснулся. Я стараюсь щиты поднять, обозначить, что возможен контакт, возможно обращение, возможен вопрос. Понятно, как это делается, и понятно, как щиты ставятся. Довольно легко преподаватель может поставить щиты, и его трогать вообще никто никогда не будет. Я говорю прямым текстом: «Если вы хотите что-либо узнать или чему-то научиться, у вас есть такая возможность сейчас. Я отвечу вам на те вопросы, которые вы зададите. Если зададите». Иногда учу задавать вопросы, когда не о чем спросить.
Был случай, к нам заехал психотерапевт из Израиля пообщаться со студентами. Администрация сняла несколько групп с занятий для встречи, и мою группу тоже. Говорю студентам: «Хорошо, ребята, пойдемте. Вот новый человек, можно задать ему вопросы». Встреча была замечательная, большая аудитория. Вопросы по сути задавали в основном мои второкурсники. Терапевт слегка вздрогнул, а потом рассказал о себе аудитории гораздо больше чем собирался. Вопросы были по сути дела, которые помогают увидеть человека. Похвалил их - научились кое-чему: не бояться незнакомых людей, задавать вопросы, которые важны для человека. Сейчас интервью стали модной фишкой, жанром общения. Тогда же это было ещё не очень понятно. Ну вот, это я привычно начал отвечать на одно, а закончил другим.
Инна Силенок: Мы же всё равно говорим о том, что важно для нас, - это здорово. Александр Николаевич, всё-таки про студентов, которые были в Ваши времена, когда Вы сами были студентом. Студентов, которые сейчас не просто студенты в данном случае, но в контексте Вашего преподавания, это студенты-психологи. У Вас управленцы, то есть факультет управления, Вы же не только психологам преподаете. Я думаю, что психологи - народ особенный в том смысле, что это люди, ориентированные на отношения, и это люди, которые чаще всего идут учиться психологии, чтобы решить свои проблемы, это такая общепринятая точка зрения. Сейчас, возможно, будет иначе, потому что психология резко стала модной и, возможно, сейчас туда пойдут уже с целью получения денег.
Есть молодежь (психологи), хорошо умеющая себя двигать в Инстаграмм, так они берут за час работы больше, чем мы с Петром Фёдоровичем. Причем значительно больше. Сейчас есть такая тенденция.
Александр Кимберг: Да, тенденция действительно существует. Думаю, каждому времени свой способ заработка. Можно качественно зарабатывать просто общением - это работает. Меняется народ, меняются задачи, меняются люди в университете, но главным остается одно и то же. Человек приходит учиться, пытаясь разобраться в себе. Всё равно, куда бы он ни шёл, какую бы специальность он не выбирал.
Инна Силенок: Но в психологии, мне кажется, это всё-таки в большей мере.
Александр Кимберг: В большей мере, но остальные тоже особо не знают, где будут работать. У нас же система сейчас, скажем так, с пониманием профессии, с пониманием рынка труда совершенно разлажена. Поэтому молодые люди поступают куда-то, полагая, что в университете они разберутся, тому ли они учатся. У нас между направлениями довольно большие миграции. Так что мир меняется, но задача самоопределения не изменилась.
Инна Силенок: Всё меняется. Это от наших мета-программных фильтров, наверное, зависит, что мы больше видим стабильность или новизну в происходящем. То есть на чём у нас фокус внимания. «Это похоже на» или «это отличается от». Какие наши мета-программные фильтры.
Александр Кимберг: Согласен совершенно. Есть интересная штука с фильтрами. Я как-то пытался понять,почему с годами время вокруг идёт быстрее. Об этом многие говорят. На самом деле, это соотношение двух процессов. Дело в том, что внутренние процессы у людей в возрасте идут медленнее. Стало быть, всё остальное пролетает быстрее, а на самом деле внешние процессы такие же, какие и раньше. А уж если и они ускорились … Поэтому и новое, и консервативное восприятие зависят от того, как ты сам меняешься. Если сам меняешься с миром, для тебя всё одинаково. Я не чувствую, что что-то сильно меняется, может у меня нет исторической памяти такого рода. Я пытаюсь, конечно, как-то записывать, как оно было, чтобы посмотреть потом, но в целом я живу в настоящем, увы, так у меня сложилось.
Инна Силенок: Когда я задаю вопрос по поводу того, что изменилось в студентах, то я имею в виду, скорее всего, систему ценностей. Сложно говорить о системе ценностей, у разных людей она всё равно чем-то будет отличаться. Но люди пришли учиться психологии. У них есть ценность отношений, как и раньше, у них есть ценность познания, наверное, как у любого студента, есть ценность понять себя самого, установить эти отношения, узнать что-то новое, прожить интересную жизнь, обрести специальность, научиться зарабатывать деньги, кому-то стать известным, популярным, кому-то стать хорошим специалистом. Классно, когда и то, и другое. Еще могут быть какие-то ценности. А с учетом того, что мы жили в советской стране, там были какие-то другие, возможно, принципы, другие немножко отношения, и тот мир, который сейчас несколько другой. Всё-таки у нас удалось построить общество потребления. Тема преодоления когда-то была значительно более модной в нашей юности. Сейчас всё-таки по-другому, это другая личность молодого человека, другие ценности немножко, такие более глобальные.
Александр Кимберг: Это хорошее наблюдение. С ценностями и с изменениями, которые произошли.
Инна Силенок: Было модно преодолевать, сейчас модно, чтобы было легко. Александр Николаевич, сейчас именно про эту часть говорю. И это же отражается на процессе познания и очень сильно проявляется в учёбе наверняка, - не может быть иначе. Я про это хочу сейчас с Вами поговорить, Вы же с ними каждый день.
Александр Кимберг: Ценности, конечно, сдвинулись. Ценность преодоления, совместной работы, коллективности или солидарности – они не очевидны. Но большие цели возникают ведь не в головах девушек и юношей, большие цели приходят сверху от общества.
Инна Силенок: Так ещё же идеология была. А сейчас же можно сказать, что её нет.
Александр Кимберг: Но идеология - это развёртка больших целей, ведь большую цель нужно достигать и знать, зачем это делать. В этой части пусто. Вообще, почему я сразу не сказал о том, что происходит? Мало проявления более широких взглядов, интереса, например, к политическим, допустим, или духовным проблемам человечества. Эти взгляды не озвучиваются, не проговариваются. Это относится как к учебному процессу, то есть к среде университетской, так, естественно, и к студентам самим. Есть небольшая активность на уровне, к примеру, волонтерского движения. Там, разумеется, что-то похожее происходит, но волонтерское движение охватывает всё-таки ограниченную часть людей. К сожалению, да, широкого захвата в этой части нет. Что касается способности к преодолению, увы, нет сейчас её не только у молодежи, но и у остальных поколений тоже. Потому что относительно устойчивая стабильная жизнь и приемлемое здоровье снимает необходимость в преодолении. Не секрет, что то поколение, которое у нас сейчас достигло юности, американцы называют захваленным поколением, это те, у кого всегда было всё в порядке. Они чувствуют себя несчастными, если приходится приложить небольшие усилия. И не особо хотят знать о тех людях, которым сегодня плохо.
Это разные группы людей, они пока не встречаются между собой, но один Бог знает, как будет дальше.
Инна Силенок: Ну так ведь это же Берн написал. Удачник - «я благополучен, мир благополучен». Эта захваленная часть, которая при этом же не привыкла преодолевать, - посмотрите, что получается.
Александр Кимберг: А рядом та часть молодежи, которая чувствует себя депремированной и готова либо к саморазрушению, либо к разрушению. Мы просто пока не можем увидеть её объем, реальный охват. И та часть, которая не хочет напрягаться, потому что всё хорошо. Естественно, когда они встретятся где-нибудь, то счастливчики будут съедены, если до этого дело дойдет. Ни то, ни другое не хорошо.
Мы всё делаем так, чтобы было лучше и легче. Это касается всего человечества в целом. Посмотрите, как мы живем сейчас, когда у нас работает связь, мировая экономика. Общество функционирует сложно, но в целом сбалансировано. Мы крайне зависимы от того, как эта система функционирует. Мы продвинулись очень далеко к комфорту и очень близко к потенциальным катастрофам. Мы технически уязвимы, а морально слабы.
Инна Силенок: То есть получается, что комфорт - это опасно, правильно я понимаю? В глобальном масштабе для личности, для того самого человека, которого Вы изучаете, то есть комфорт представляет некую опасность?