Инна Силенок: Изменения сейчас быстрые.
Александр Кимберг: Быстрые, да, а разговор у нас о том, что одни профессии сейчас уходят, и список профессий, который у нас был, он уже не будет работать. Мы смотрим на новые поколения, находящиеся десяток лет на рынке труда: биолог становится профессионалом по информационной безопасности, менеджер по образованию сопровождает освоение и использование компьютерных программ. Полезны ли для них навыки коммуникации, понимания других людей и себя, способности к самоорганизации и освоению нового? – Да, несомненно полезны.
Инна Силенок: Получается интересно. Если судить по кастингу на «горячую линию», я же собеседовала большое количество людей, ну очень большое, и те кто получили психологическое образование – закончили специалитет какое-то количество лет назад или бакалавриат, или бакалавриат и магистратуру – те говорили, как правило, что ничего не умеют, то есть у них формируются высокие критерии с одной стороны, того, что они должны знать и уметь, а с другой стороны у них недостаточно уверенности в себе и мало практики, и они не решались выходить на горячую линию. А те, кто по первому высшему, даже не важно кто – экономистов было много, юристов поменьше, управленцев, педагогов довольно много, инженеры вообще на любые варианты были готовы – но потом прошли переподготовку, те как-то посмелее, с большим каким-то знанием жизни решались выходить на горячую линию и начинали меня уговаривать "я попробую, да у меня получится", "а вы проверьте, ну давайте меня как практиканта", то есть такое отношение. Они реально выходили на горячую линию, обучались, потом проходили какие-то повышения квалификации, сейчас многие работают и уже ведут частную практику. И уже платную. И это есть не только на горячей линии.
Есть такая ситуация: сейчас студенты, которые заканчивают любые факультеты, - им проще подрабатывать курьерами почему-то. Людям сейчас как-то проще, может быть это общая ситуация, браться за какую-то работу, «вот я отвёз какое-то количество заказов, и я свободен. Я могу завтра под каким-то предлогом, - я не знаю какие там у них есть системы, - вообще этим не заниматься». Они даже с меньшей охотой устраиваются на ту работу, где у них есть какой-то постоянный объём задач на протяжении месяца, квартала, полугодия, и так далее. Что-то поменялось в мышлении людей. Как Вы считаете, с чем это связано, и что вообще с этим можно сделать, и не опасна ли эта тенденция вообще?
Александр Кимберг: Такой тренд действительно существует. Мы недавно отчётливо стали понимать, как это выглядит, может быть, как раз в связи с пандемией, когда нас непривычная ситуация заставила понять, что и как мы делаем, и посмотреть, можно ли как-то по-другому. Это тенденция нового времени и состоит она в том, что меняются требования рабочих мест и меняется отношение к работе.
У нас есть позиции, в которых человек работает 24 часа в день, - точнее, отвечает за то, что происходит с его объектом ответственности, 24 часа в сутки. Это то, что существует у военных, а теперь эта же формула перебралось в наше отраслевое управление. Вот у тебя объект, и всё, – полная ответственность, полное погружение. Я не могу сказать, что это для человека хорошо. Это получается само собой, если человек что-то творит сам, и он занимается тем, чем он хочет, всё время. А если человек выполняет обязанности, на него возложенные, и такое же время, – это достаточно затратная для него вещь, я бы сказал, разрушительная, – когда идёт долгое функционирование такого рода. Хотя оно и полезно для общества.
А наряду с этим возникло довольно много рабочих позиций, где ты делаешь маленький кусочек, сегодня один, завтра другой, ты тоже находишься в отношениях с обществом, делаешь что-то полезное, но ты никак не связываешь работу со своей жизнью, ты не там. И раньше всё это, конечно, тоже было, но распределялось по спектру отношении как-то более равномерно.
Сейчас же выделяются две крайние группы людей: одни отвечают за всё и считают себя субъектами процесса и остальные, которые делают что-то по инструкции или просто обслуживают процесс «на подхвате». Середина постепенно исчезает, в перспективе заменяясь автоматизированными производственными системами или иными воплощениями искусственного интеллекта.
Поэтому очевидна группа предельно вовлеченных и субъектных лиц и группа, скажем так, агентов по доставке, а между ними специалисты среднего звена с неясной судьбой. Где-то сбоку находится наука, в том числе и психология, которым отведена функция обслуживания владельцев процессов: они должны делать что-то такое, что позволит тем, кто управляет процессом, извлекать какие-то новые ресурсы. Вот откуда невероятное давление на новую науку. – То, что вы сделали, можно продать? – Ах, нельзя продать, а вам за это платят деньги! Наука, не создающая прибыль или средства контроля за обществом, терпится по инерции.
Инна Силенок: Александр Николаевич, как вы считаете, прослойка такая между курьерами и теми, кто действительно 24 часа в сутки за всё отвечает, - эта вот прослойка - она очень странная на сегодняшний день. У нас есть люди, которые ушли в домработницы и таксисты, и они могут быть при этом с разным образованием, разным стажем и разными компетенциями, - так сейчас проще, и мы же теряем специалистов, в общем-то. И есть люди, которые вообще постоянно нигде не работают, то есть какие-то фрилансеры, которые от случая к случаю что-то делают. Тема заработка в интернете, то есть задача заработать деньги. Эту задачу ну даже в советское время, когда мы верили в светлое будущее, строили коммунизм, в любом случае у нас была тема того, что мы «строили храм, а сейчас люди либо «камни перекатывают», либо «семью кормят» в лучшем случае, - если использовать метафору из известной притчи, - можем ли мы эту ситуацию исправить, если мы в школьное образование введём такие предметы как: коммуникативная компетентность, ну, которая есть у психологов в вузе, эмоциональный интеллект, семейные отношения, то есть что-то, что нужно уже пораньше воспитывать и, соответственно, у нас в школе будет не одна ставка психолога, который бумажки в основном заполняет или пытается разрешить какие-то совсем экстренные ситуации и не занимается теми учениками остальными, которые ещё не должны там попасть на учёт в детскую комнату милиции, или ещё какая-то беда стряслась, которые не делали попытки суицида, не порезали себя и т.д. То есть если сейчас бы в школе появилась не одна ставка психолога, а, например, четыре, условно говоря, и в каждом педколлективе появились бы не только педагог-психолог с психологическим образованием, а вообще психологи начали бы вести эти предметы в школах на постоянной основе, то есть что-то бы дети изучали уже в начальной школе такое совсем простое, что-то в средней, что-то уже и в старших классах.
Может быть мы бы вообще в целом изменили ситуацию, может быть, это вообще выход, может быть нам об этом надо ратовать, как вы считаете, если мы это сделаем, то ситуация изменится в целом в обществе?
Александр Кимберг: Трудный вопрос. Теоретически ситуация может измениться. Вот, если все, допустим, граждане России, не хочу сказать всего мира, ладно, все граждане России дружно так встанут и громко скажут: «мы хотим, чтоб было так» – ситуация изменится. Но мы понимаем, что это ситуация невозможна, потому что такое никогда не произойдёт. То есть, теоретически возможно, а практически нереально.
Инна Силенок: А почему практически нереально? Сразу нереально, но постепенно, если изо дня в день, из года в год мы будем учить тому, что эмоции - это важно, что если человек плохо себя ведёт, значит он плохо себя чувствует, когда хорошо себя ведёт - хорошо себя чувствует. Что завидовать и ревновать вредно для здоровья своего и окружающих, что главное чувство полезное - это радость, что печаль - это тоже важно, и так далее. Чтобы человек осознавал, что он чувствует, и понимал, что с этим можно делать, чтобы учился выстраивать отношения, чтобы он брал на себя ответственность как минимум за свое состояние, за состояние коммуникации своей с другим человеком, с миром и так далее. Разве это не повлияет вообще на развитие всего общества и не изменит общую ситуацию в том числе с трудом, с трудовыми отношениями, с наукой, с промышленностью? Может я утопии какие-то говорю, но я в это верю.
Александр Кимберг: Это лучше, чем не верить. Вопрос по большому счёту стоит о том, может ли образование менять развитие общества, - да, если речь идёт о понимании человеком своей природы, понимании истории, как она развивается, также понимание как общество развивается, да, это проблема образования, проблема образования во многом. Возникнут ли изменения? – В принципе, при длительной работе, конечно. Потому что то, что мы сейчас с Вами наблюдаем, - а это то, что нам не вполне нравится, - это результат работы системы образования с одной стороны так лет 40-50 назад, а с другой стороны, это некоторые системные закономерности. Поскольку, опять сошлюсь на Маркса или на Энгельса, кто-то из этих двух «братьев-близнецов» написал крылатую фразу про капитализм, который оживает при увеличении нормы прибыли так, что «при трёхстах процентах нет такого преступления, на которое бы капиталист не пошёл». Фактически наше общество сегодня «заточено» на экономику. Экономика развивается по собственным законам, это отдельная система, человек там является ресурсом - средством, если это средство не нужно или может быть заменено другим, более дешёвым или эффективным, - оно и будет заменено. Вот в чём пафос нашего времени – нашлось средство заменять человека и эти средства внедряются. На этом фоне проблемы со всем остальным становятся не очень значимыми, потому что если человеку будет отведено место дополнительное в этой системе (он же и так не в центре стоит), то все остальные детали своего понимания мира, самоощущения будут уже не существенны.
Правда, хороших решений того, что с этим движением «прогресса» делать, нет, потому как фундаментализм – это одно из решений: движемся к плохому, давайте-ка вернёмся назад – тупик. Мы там уже были. У меня нет решения хорошего, кроме того, что фундаментализм бестолков, прямое движение вперёд так же пагубно, особенно когда его проповедуют технократы…
Вообще-то я с Вами согласен, что кроме как на образование мы ни на что влиять не можем.
Инна Силенок: А в рамках образования, тема воспитания, воспитания примером с одной стороны, а с другой стороны воспитания через систему тренингов, я так понимаю, то есть надо тренинги проводить.
Александр Кимберг: Примером? Где мы примеры найдём сейчас? Тренинги - это инструментальная вещь, я не случайно занимаюсь инструментальными вещами, потому что они легче. Там не надо отвечать на вопросы о смыслах. У нас есть пока один институт, который претендует на вопросы о смыслах, это религия. А она неизбежно приходит к фундаментализму, потому что «всё уже было сказано». Должно быть несколько иное …