Теперь, когда мы представляем роль практической деятельности в освоении знания, становятся очевидны несколько проблем в сложившейся практике образования. Реальные знания (компетенции) субъекта органично складываются как «побочный продукт» его деятельности. Именно тогда написанное в книжках или сказанное преподавателем приобретает смысл (связь с задачами учащегося), а сведения становятся знаниями. Но учебная деятельность заявляет своей непосредственной целью формирование у её субъекта знаний (умений, навыков, компетенции и т.п.).
Знания сами по себе не имеют самодостаточного смысла для большинства людей. Только некоторая часть людей в своём развитии достигает состояния устойчивого интереса к устройству мира. Является ли этот интерес естественным состоянием человека? В детстве и юности, когда идёт набор знаний об окружающем мире, видимо, да, хотя и с серьёзными оговорками5. Вообще исследовательское поведение диктуется необходимостью освоить окружающую среду для последующего её безопасного и эффективного использования. Снимите проблемы безопасности и голода, и реакция на новизну и тяга к исследованию упадут. «Сытое брюхо к учению глухо» — говорили наши предки, предвосхищая последующие научные теории. «Оставайтесь голодными. Оставайтесь безрассудными», — сказал в своём выступлении перед студентами Стендфордского университета Стив Джобс (так случилось, что эта речь стала фактически его последним обращением к миру). Появляющийся позже самостоятельный интерес к культурному знанию и желание узнавать новое — сам по себе достаточно сложный культурный продукт, присущий достаточно зрелой личности. Он требует целенаправленного формирования в рамках индивидуального жизненного пути человека и не может рассматриваться как естественное (необработанно-природное) состояние человека.
Как же оказывается возможной учебная деятельность в этих условиях? Ответ прост: основной деятельностью учащихся становится получение одобрения значимых Других, которое институционализируется посредством системы оценок. Во всех учебных заведениях учащимися фактически реализуется одна и та же деятельность, не заявленная в их уставах ― получение оценок, подкреплённое официальным общественным одобрением6. Знания, как им и положено, оказываются побочным продуктом этой деятельности. Но сама деятельность по получению оценок оказывается довольно слабым занятием. Она не создаёт реального общественно значимого продукта, а полученное вознаграждение (оценка) почти ни во что не конвертируется. Смысл этой деятельности для школьников быстро исчезает с развитием у них понимания условности учебных оценок и неприменимости их для решения каких-либо задач в жизни. Смысл оценки для студента давно конкретизирован в слове «сдать» (экзамен, сессию)7.
Как к этому относиться? Во-первых, без паники: это закономерно сложившееся положение вещей в системе социальных и психологических отношении общества, когда предмет наделяется для человека смыслом опосредовано — через отношение к нему значимого Другого.
Во-вторых, без восторга: это трансляция институтами образования ранних детскородительских отношений, воспроизводящихся затем во всей системе отношений в обществе. Не напрасно же в Европе две страны, использующие сходные модели образования (а российское образование исторически построено по модели немецкого образования, по крайней мере, наши университеты сделаны по идеям университета Гумбольдта), дали миру наиболее впечатляющие случаи культов личности вождя и тоталитарных режимов.
В-третьих, разумно: есть способы перевести мотивацию учения на более высокий, «взрослый» уровень, замкнув её на созидательную и преобразовательную деятельность. Для этого нам потребуется выделить деятельностные задачи: а) имеющие обучающий потенциал; б) хорошо включающиеся в различные «личностные проекты» учащихся8.
Теперь об этом же парадоксе, но более теоретично: разрыв между целью деятельности и её мотивом, зафиксированный когдато А.Н. Леоньтевым, обычен для общества, основанного на разделении труда. Я делаю нечто, нужное кому-то другому, и получаю за это деньги, которые позволяют мне получить то, что я хочу. При этом у меня действуют два мотива. Первый — удовлетворение своих потребностей, второй — переживание значимости моей деятельности для общества и, следовательно, причастности к нему. Сравнительную значимость этих мотивов каждый может устанавливать для себя сам, но они могут быть вполне ясны и действенны. И чем яснее они, тем лучше.
С учебной деятельностью так просто не получается. Целью её является усвоение учащимся предусмотренного обществом объёма знаний. Но для самого учащегося необходимость освоения им большинства этих знаний для кого-либо другого или для чего-либо иного, чем учение, не очевидна. Возможно, знания студента нужны лично преподавателю? Некоторым студентам действительно бывает неудобно разочаровывать преподавателя, который так старался... Но это слабость духа, которая проходит на старших курсах.
Вознаграждением за знания является оценка. Но она не конвертируется ни во что существенное, кроме, может быть, одобрения нескольких значимых Других. Что же получается? Общественно значимый продукт в учении не создаётся, «вознаграждение» за него, соответственно, за пределами аудитории не ценится, да и внутри часто ставится под сомнение одногруппниками.
В учебной деятельности студентов цели остаются внешними (поставленными не ими), а мотивы, в основном, негативными ― избегание неприятностей. Более удручающих обстоятельств для формирования «живого знания» представить себе трудно. Эффективность образовательной системы, работающей таким образом, низка. Попытки выправить дело новыми образовательными стандартами делаются: в них оговорена довольно большая доля учебных курсов по выбору студента. В этом решении скрыт большой потенциал привлечения учащихся к постановке собственных образовательных целей и развития субъектности, но до нормальной реализации его пока далеко.